Чуйский тракт и Алтай неразделимы во всех смыслах. Да и известность эта дорога получила наравне с такими достопримечательностями как гора Белуха и Телецкое озеро. Красоты местности, где пролегла дорога; титанический труд, потребовавшийся для ее строительства; романтика, которая художников, режиссеров, поэтов – все это неотъемлемые составляющие того что называют Чуйским трактом.
По версии журнала National Geographic Чуйский тракт занимает пятое место из десяти в рейтинге красивейших дорог мира. В городе Бийске, расположен Музей «Чуйского тракта». Символично, что здание музея находится у моста через Бию, где собственно и начинается Чуйский тракт в классическом понимании. В экспозиции которого присутствуют экспонаты, датированные второй половиной XVIII века . В нем представлена история Чуйского тракта от вьючной тропы до современной трассы.
Автомобильная дорога федерального значения М-52 (Р-265 по новой нумерации) «Чуйский тракт» соединяет не только три сибирских региона — Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай. Хотя настоящий Чуйский тракт начинается в городе Бийске, но официально дорога берет начало в Новосибирске, при этом его протяженность составляет 962,6 км.
Практически любое путешествие по Алтаю начинается с Чуйского тракта. Лента дороги протяженностью более 600 км от Бийска до границы с Монголией пересекает российскую часть Алтая, взлетая на перевалы, приютившись на опасных бомах, по мостам перебираясь через бурные реки. Строительство колесной дороги по Чуйскому торговому пути проводилось в начале прошлого века, а первый автопробег состоялся лишь в 1934 г. До этого это была вьючная, опасная тропа. И кстати, изысканиями и созданием проекта дороги занимался знаменитый писатель Вячеслав Яковлевич Шишков, более всего известный по произведению «Угрюм-река».
У человека обычно возникают определенные ассоциации с чем-нибудь. Для одних Чуйский тракт – дорога, ведущая к отдыху, на любимую турбазу, для других – в горы, а для третьих и вовсе домой. Для кого-то мысли о Чуйском тракте неизменно приводят к имени Василия Макаровича Шукшина. Кто не видел его знаменитый фильм «Живет такой парень». События происходят непосредственно на Чуйском тракте. Сильнейшие художественные образы прекрасно передают атмосферу размеренной жизни и одновременно смену судеб, происходящих на Алтае. Пусть даже и полвека назад. Ну и непосредственно на Чуйском тракте стоит старинное село Сростки – родина Василия Макаровича Шукшина. Здесь путешественник может посетить музей и памятник на горе Пикет. Ежегодно в июле здесь проводятся Шукшинские чтения, собирающие очень многих гостей из разных уголков нашей необъятной Родины.
Путешествие по Чуйскому тракту – самый простой и доступный вариант познакомиться с природой Алтая. Всего, конечно же, Вы не увидите, но даже это разнообразие Вас поразит. Спокойная, уютная природа Нижней Катуни приютила множество туристических комплексов. Особо популярны районы озера Ая, Чемала, Бирюзовой Катуни. Все здесь доступно и относительно обустроено. Туриста порадует теплые воды озер, мягкий климат, отдых на живописных берегах красавицы Катуни. Здесь организованы экскурсии к достопримечательностям: Тавдинским пещерам, Камышлинскому водопаду, Каракольским озерам. Сувениры, сплав, конные прогулки – все здесь для туриста. Собственно наибольшая часть из посещающих Алтай здесь и отдыхают.
Но Чуйский тракт, оставив на время берега Катуни, убегает дальше вглубь хребтов Алтая, постепенно оставляя позади блага цивилизации. Быстро сменяются ландшафты. Сосновые леса сменились лиственнично-березовыми. Пока горы еще не высоки, но вот дорога забирает на первый в пути — Семинский перевал. Высота более 1700 м. Здесь кедровники и первые захватывающие виды на высокогорье — на белки, хранящие на своих склонах пятна снега даже в летнюю жару.
Другой перевал Чике-Таман не столь высок, но привлекает завораживающими петлями серпантина. Далее становится все более интересно. Горы растут; над нами скалами, осыпями и лесными склонами поднимаются двух-трех-километровые хребты. Снова на пути встречаем Катунь. В конце лета и осенью поражает ее бирюзовый цвет. Впереди — слияние рек Чуя и Катунь. Дорога, проложенная правым берегом Чуи, наконец-то, получает оправдание своему названию – Чуйский тракт. Путник может познакомиться с замечательным памятником истории Алтая – святилищем Калбак-Таш, где находится более 5 тысяч наскальных рисунков. Некоторые из них поражают своей оригинальностью. В них запечатлено многое отражающее мировоззрение народов, живших на территории Алтая на протяжении тысячелетий.
Впереди Вас ждут живописные бомы и незабываемые виды на долину Чуи и окрестные вершины. А после Акташа перед Вами наконец-то откроются захватывающие виды на настоящее высокогорье – четырехтысячники Чуйских белков. Они укрыты белоснежным одеялом вечных снегов. В контрасте с летней зеленью заснеженные вершины производят неизгладимое впечатление. Здесь начинаются одни из самых интересных горных путешествий – к Шалинским озерам, в долины Маашей и Каракабак. Но наше путешествие на этом не заканчивается. Впереди Курайская и Чуйская степи – холодные высокогорные котловины. В последней чувствуется сухое дыхание монгольских степей, бродят яки и верблюды. Вокруг каменной громадой встали цепи горных хребтов. Дорога преодолевает отметку в 2 тысячи метров и под названием Чуйский тракт заканчивается на высоте 2481 м на границе с Монголией.
К 100-летнему юбилею легендарной трассы «Чуйский тракт» федеральные дорожники оборудуют вдоль дороги около 20 имиджевых и культурно-массовых площадок, которые позволят сделать практически весь маршрут музейным. В этом году для туристов уже доступны первые три.