Говоря о цветной фотографии, стоит упомянуть исторические моменты появления фотографии вообще и цветной в частности. Более тридцати лет прошло от момента появления первого отпечатка до изобретения цветной фотографии. Стоит отметить, что профессиональная фотография это сочетание технологии и искусства. Так было в начале, так есть и сейчас в век цифровой фотографии. Но обратимся снова к истории. Появление фотографии и практическое ее становление относится к 1820-1840-м годам. С тех пор она непрестанно совершенствуется. Но первые снимки были монохромными. Цветная фотография появилась в середине XIX века. Первый устойчивый цветной фотоснимок сделан в 1861 году Джеймсом Максвеллом. При этом он применил метод цветоделения. Для получения цветной фотографии использовались три фотокамеры с установленными на них цветными светофильтрами (красным, зелёным и синим). Получившиеся снимки позволяли воссоздать при проекции (а позднее, и в печати) цветное изображение.
Большой вклад в совершенствование метода трёхцветной фотографии внёс русский фотограф Сергей Прокудин-Горский. Пионер цветной фотографии в России, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи». В 1909—1916 годах он объездил значительную часть Российской империи, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены. Прокудин-Горский разработал технологии, позволяющие уменьшить выдержку и увеличить возможности тиражирования снимка.
Итак, появившись значительно позднее монохромной, цветная фотография на сегодняшний день стала классической. Развитие цифровой техники, её доступность сделали свое дело. И если вначале процесс фотографирования был доступен лишь профессионалам, то сегодня функции фотосъемки встроены в ряд гаджетов не говоря уже о распространении самих фотоаппаратов.
Не сразу цветная фотография была принята в мире искусства. Но прошло время и цвет наряду с композицией, динамикой, полутенями, четкостью и другими характеристиками фото стал средством выражения фотохудожника. Да и стоит сказать, что в некоторых случаях цветное фото незаменимо для передачи сюжета, момента, пейзажа. Многие виды можно представить в монохроме, порой они становятся даже лучше в такой стилизации. Но есть ситуации, когда цвет очень важен для передачи сути изображения. Разноцветие осени, яркий закат, весеннее цветение без цвета вряд ли будут достойно представлены.