Кто задумывался, почему современное цифровое телевидение переходит на вытянутый формат, где соотношение сторон 16:9? Современные мониторы и телевизоры также сильно отличаются от предыдущих поколений не только качественно, но и внешним видом – вытянутым форматом. Можно вспомнить, что широкоэкранное кино завоевало наши сердца еще 50-х годах прошлого века. И одна из причин это соотношение сторон экрана, который значительно увеличивает эффект присутствия и зрелищность.
Все это в полной мере относится и к панорамному формату в фотографии. И особенно это актуально в пейзаже, будь-то городском или природном. Популярность панорамы завоевывают благодаря соответствию нашему взгляду. Мы видим окружающий мир преимущественно вширь, нежели в высоту. Широкий угол обзора замечательно передает ширь, простор, воздушность пейзажа.
Классическое соотношение сторон в панорамном формате 16:9, 1:2, 1:3. В свое время такие форматы ограничивались технологическими решениями. Но развитие цифровых технологий устранило здесь какие-либо жесткие правила, соотношения сторон могут быть и иные и значительно большие. Особенно это касается тех вариантов, когда происходит склейка панорамы из нескольких или даже множества кадров. Такие фотографии могут иметь в итоге значительное разрешение в 50, 100, 300 мегапикселей.
Часто кадры, предназначенные для склеивания панорамы, снимают с помощью более длинного фокусного расстояния. Это делается для того, чтобы поймать отдаленные детали в ландшафте. Глубина резкости значительно падает при длинном фокусе. Передний план в этом случае либо исключается из снимка, либо как художественное решение включается в размытом виде. Либо приходится применять широкоугольный объектив, что создает определенные сложности при сборке панорамы. Но современные программы решают эту проблему.