Распространение и использование фотографии на сегодняшний день грандиозно и неуклонно увеличивается. И, пожалуй, самое интересное во всем этом — это ее развитие. И развитие это обусловлено многими факторами. Фотография как процесс технологичный обусловлена развитием технологий. И это касается как процесса съемки, так и получения готового изображения будь-то цифрового или печатного. Другой нюанс это вовлечение в фотографию огромного числа людей. И сегодня даже любитель старается сделать художественную фотографию.
Чем же отличается художественная фотография от обычной, назовем ее бытовой. Стоит сказать, что фото, на котором запечатлены наши любимые и близкие, приятные моменты нашей жизни, знаменательные события могут быть намного дороже сердцу, нежели отвлеченное профессионального фото. Хотя художественная ценность бытового фото может быть и сомнительной. И это объясняется разной целью фотографии. Но если мы хотим получить фотографию, которая может быть интересна многим, а не только нам, которая способна нести особую энергию, обладать особой эстетикой, это потребует определенных знаний, навыков, затрат на оборудование.
Автоматика современных фотоаппаратов может сделать много за вас, нужно лишь найти сюжет для кадра и скомпоновать его. Хотя и это уже непросто. С первых дней появления фотографии в ней стали проявляться элементы искусства. Но на изобретение фотографии художники отреагировали по-разному. Главным камнем преткновения в спорах о художественной природе фотографии и роли фотографа как художника.
Художественная фотография это определенный диалог между зрителем и фотографом. Стоит отметить, что наше зрительное восприятие процесс сложный и не во всем понятный. Мозг воспроизводит видимую картинку особым образом, причем у каждого человека этот процесс отличается. И мы видим тот мир, который нам так нравится в значительной степени из-за обмана зрения. Да, да из-за обмана! Ну не будем вдаваться глубже в этот вопрос, отметим лишь, что это действительно так. Так и фотохудожник должен так обмануть зрителя, чтобы передать действительность в таком виде, ракурсе, свете, которые бы позволяли увидеть предмет съемки с неожиданной, необычной стороны. Такую фотографию отличает участие зрителя, глубина восприятия, вовлечение, привлечение его мыслей, чувств к происходящему на снимке.
Так и в пейзажной съемке. Нужно так искусно «обмануть» зрителя, чтобы он мог почувствовать атмосферу места, ценность момента. Такие снимки показывают известные и знакомые места с новой стороны. Красивые пейзажи природы становятся еще прекраснее на художественном фото. Если зритель сопереживает, испытывает эмоции от фото, значит фотохудожник донес свою идею до него. И чувства могут быть совершенно разными. Они могут умиротворять или звать в дорогу, радовать или навевать грусть.
Сегодня художественная фотография шагнула еще дальше за пределы реальности и стала создавать свой мир. Это могут быть искусственные сцены, где физические законы мира словно не действуют. Компьютерная графика позволила создавать и вовсе фантастические картины.